В нашем центре проводятся консультации по развитию детей с ОВЗ. 
Основное направление АВА, Прикладной Анализ Поведения. Работа ведется под супервизией специалиста уровня ВСВА. Вызов и развитие речи, обучение академическим навыкам, работа с нежелательным поведением, обучение навыкам самостоятельности, групповым навыкам, составление индивидуальных программ и обучение родителей. Огромный опыт работы с различными проблемами в развитии (РАС, аутизм, ЗПР, ЗПРР, СД, алалия и тд)

Сколько раз в неделю нужно заниматься ABA терапией?

   Этот вопрос волнует каждого родителя на первой встрече. Вопрос, ответ на который повлияет на решение семьи и плодотворность будущего вмешательства. Поэтому мы считаем важным ответить на него достаточно развернуто.

   Сразу поясним что, поведенческая терапия ─ это не про отдых на море, и не про курорт. Все результаты ─ следствие постоянной работы, порой чрезвычайно трудоемкой. Сколько понадобится такой работы непосредственно с ребенком, нельзя сказать, не начав. Поэтому постараемся разъяснить основные моменты, на которые следует ориентироваться.

   Многие исследователи в этой отрасли и  практически все специалисты утверждают тот простой факт, что чем больше и дольше в жизни ребенка используется эффективных поведенческий технологий, тем существеннее прогресс.

Варианты вмешательства

   Необходимость того или иного формата вмешательства определяется задачами. Затруднено ли развитие, в принципе? Отстает ли ребенок в конкретной области? Или родителей беспокоит какие-то точечные проблемы?

   Комплексная терапия. Имеет дело с обширным набором сложных целей (да, научиться говорить, в том числе) и характерна для вмешательства на ранних этапах развития ребенка. Здесь определенно действует зависимость: чем раньше, тем лучше. Этот вариант предполагает от 25 до 40 часов занятий еженедельно.

   Заметим, что речь о разнообразном времяпрепровождении, а не о бесконечной «зубрежке за столом». Последняя крайне утомительна для дошкольника и не обязана быть приоритетной формой обучения.Ведь никакой трехлетний малыш не согласится, сидя на одном месте, почти целый день повторять за инструктором действия и выполнять однообразные указания. 

Что делать, если часов выходит гораздо меньше (менее десяти)? 

   Обучаться. Обучаться окружению ребенка действовать по поведенческим протоколам. Используйте формулу «слышу-вижу-делаю». Во-первых, взрослый обязательно должен ознакомиться с планом и получить по нему устные и при необходимости письменные разъяснения.      Во-вторых, пройти соответствующий тренинг: сначала наблюдать за инструктором на занятиях, затем под его руководством освоить все основные процедуры. В-третьих, работать над навыками при каждой возможности. Иными словами, вся семья становится инструкторами для ребенка.

Факторы, влияющие на интенсивность и длительность вмешательства

1) Исходные данные ребенка, выявляемые в ходе наблюдения и тестирования. Среди них: уровень текущего развития, степень сотрудничества со взрослым, наличие преград для обучения, скорость и прочность освоения новых навыков, утомляемость, умение адаптироваться к изменениям и другие. Например, учебная нагрузка для ребенка двух лет будет отличаться от таковой для пятилетнего ученика.

2) Поставленные задачи. Одно дело научить ребенка почти с нуля свободно общаться с окружающими, другое ─ формулировать свои просьбы более вежливо. 

3) Профессионализм команды, от которого напрямую зависит правильность подбора целей и методов, соответствующие согласованные изменения в среде, своевременность коррекции программы и проведения работы над закреплением и обобщением навыков.

4) Ресурсы и готовность семьи активно включиться в процесс и его поддерживать. Это, пожалуй, определяющее условие, при недостаточности которого сложно наладить продуктивную командную работу.

Преимущества поведенческой терапии в том, что она может осуществляться в разнообразных условиях: дома, в центре, в школе, в саду и даже по дороге из одной точки в другую. Семья, в чьем городе пока нет специалистов, может приезжать на интенсивы, обучиться и работать под удаленным пристальным контролем опытных профессионалов.

    В целом прикладной поведенческий анализ отлично сочетается с другими научно обоснованными практиками, если таковы необходимы. Поэтому в команде продуктивно могут взаимодействовать логопед, нейропсихолог, специалист по ЛФК, БАК, сенсорная интеграция и т.д. Подчеркиваем ─ взаимодействовать.

Цена

Увы, полноценный пакет поведенческих услуг в современных реалиях доступен далеко не каждой семье. Медицинская страховка в России пока никак не покрывает расходы на терапию. Впрочем, инвестиции, пусть и существенные, в раннюю абилитацию, следует воспринимать так: в будущем траты уменьшатся, а ваш ребенок сможет выучиться, получить профессию, обслуживать и обеспечивать себя частично или полностью сам. Обратный сценарий, предполагающий полное содержание и присмотр, обойдется все равно дороже. Поэтому отказываться от работы в наиболее эффективном для ребенка режиме не рекомендуется. Многие семьи успешно изыскивают возможности: добиваются материальной помощи, оптимизируют расходы, посылают обучаться на курсах RBT члена семьи и т.д. При этом подразумевается, что у родителей нет сомнений: каждый терапевтический час так или иначе окупается.

Выводы

    В целом интенсивная терапия полагается более эффективной практикой. Однако важно отметить: поведенческое вмешательство должно выходить за рамки индивидуальных занятий. Следует стремиться обеспечить ребенка терапевтической средой все двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю. Это возможно только при активном вовлечении взрослых и сверстников вне центра.     Простой подсчет показывает, что при условии двенадцатичасового сна получается около девяноста часов бодрствования в неделю. Выходит, ребенок большее количество времени проводит не под колпаком специалистов, пусть даже вмешательство соответствует золотому стандарту в сорок часов.