Вы записались на первую консультацию к специалисту – как подготовиться и чего ожидать?
Вспомните для начала все особенности и трудности беременности,
откройте вашу выписку из роддома: обратите внимание на оценку по шкале Апгар, освежите момент, когда ребенок был приложен к груди.
Постарайтесь максимально точно вспомнить все, что касается раннего двигательного развития малыша (во сколько начал держать головку, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, перешагивать препятствия и тп.), первого прикорма и характера питания сейчас.
Понаблюдайте, как ребенок ест твердую пищу (грызет яблоко, морковь, жует кусочки мяса), как удерживает ложку, может ли справляться с вилкой.
Критично оцените навыки самообслуживания, помните, к 3 годам ребенок может самостоятельно одеться и раздеться, сходить в туалет, поесть, используя ложку и вилку, попить из стакана.
Отметьте любимые игры и занятия ребенка в моменты, когда вы с ним не играете, а он сам развлекает себя.
После записи, администратор отправит вам анкету.
Пожалуйста, внимательно ответьте на все вопросы.
Это поможет специалисту качественнее подготовиться к первичной консультации, не тратить время на выяснение тех моментов, которые раскрыты в анкете, а посвятить больше времени диагностике ребенка.
Что же включает в себя собственно диагностика?
У многих родителей представление о диагностике, как о процедуре, проходящей за столом, когда специалист предъявляет ребенку поочередно серию заданий и фиксирует ответы. Но это не совсем так.
Диагностика ребенка раннего возраста или ребенка с множественными нарушениями в развитии — это, в большей степени, наблюдение за естественным поведением ребенка, постепенное налаживание с ним контакта, и, если таковой состоится, совместная игровая деятельность, в которой мы отметим все важные и нужные параметры в соответствии с возрастной нормой.
Поэтому во время беседы с родителями мы просим не делать никаких замечаний ребенку.
Нам крайне важно увидеть, как он будет взаимодействовать с игрушками, которые мы приготовили для диагностики, понимает ли он функциональное назначение окружающих его предметов, будет ли он просить помощи в случае затруднений и как он это будет делать.
Во время наблюдения мы оцениваем координацию, точность и целенаправленность движений, понимание обращенной речи, умение запомнить и выполнить инструкцию.
В ходе диагностики специалист обратит внимание не только на слабые, но и на сильные стороны вашего ребёнка! С опорой именно на сильные стороны, мы составим для ребенка план коррекционно-развивающей работы.
Итак, первичный диагностико-консультативный прием – это не опрос ребенка за столом. Это беседа с мамой, наблюдение за поведением и самостоятельной игрой ребенка, и совместная игра с ребенком!